Эпизоды, факты, приключения, случаи, события……бывают разные.
Некоторые запоминаются на всю жизнь, а некоторые забываются сразу же после окончания.
Для меня, конечно же, ценны те, что оставляют в душе глубокий след, яркое переживание "счастливой, осмысленной жизни". И этот след, - и есть то, что делает мою жизнь - Настоящей, это - мое богатство, мой опыт.
Мне бы хотелось, чтобы таких событий в моей жизни стало больше, чтобы моя жизнь превратилась в одно целостное событие, и перестала быть чередой разрывных моментов спячки, спешки и удовольствия.
Надеюсь, что ты, читающий эту статью, тоже об этом мечтаешь.
И если это так, значит этот текст - для тебя.
Так сложилась моя личная история, что последние 15 лет я много участвовала в организации разнообразных семинаров, конференций, фестивалей, и, порой, во время этих событий, со мной случалось НЕЧТО ОСОБЕННОЕ.
Момент,
Когда Реальность пронзала насквозь мою сущность,
Когда Мир проникал в меня и дышал мною,
Когда струна жизни звучала внутри страстно и вдохновенно.
Это было То!
Теперь в моей душе появился камертон, и возникло представление о том, что такое Настоящее Чудо, и о том, что может способствовать его возникновению. Эта статья - есть попытка, моя и моих коллег игрАтехников, поделиться с Вами звучанием этого камертона.
Чтобы разобраться в этом вопросе лучше, мы попытались создать типологию событий.
Размышляя над критериями типологии, мы перебрали разные варианты:
Сначала мы попробовали различить события по способу организации:
- директивно организовано - т.е. сверху жестко спланировано, иерархически обусловлено; например - партийные собрания, научные конференции и иже с ними…
- не директивно организовано - гибкая программа события, в которой учтены желания участников, роли - не жестко фиксированы - зрители могут стать ведущими и наоборот, как пример: фестивали, вечеринки, тусовки и пр.
Но, осмысливая данную классификацию, мы столкнулись со сложностями:
Во-первых, степень директивности может изменяться по ходу события.
Во-вторых, понять директивное событие или нет, легко может человек, который сам вышел за пределы директивности, для обычного участника семинара - директивность может быть скрыта, как, например, в театральном спектакле, скрыто то, что актеры заранее выучили все роли.
В-третьих, однотипные события, например КСПешный (Клуб Самодеятельной Песни) фестиваль, и Нью-Эйдж фестиваль разными людьми могут быть организованы с разной степенью директивности.
Поэтому, мы отложили типологию по способу организации и стали смотреть
вглубь.
Кто организует ситуацию?
Из каких побуждений?
С какой целью?
Ведь именно это, как правило, и определяет суть тех или иных событий.
Поэтому мы нашли новый вариант типологии событий, когда привлекли модель спектра сознания Кена Уилбера, для рассмотрения позиции лидера.
Согласно спектру сознания Кена Уилбера:
Самоотождествление человека может соответствовать одному из четырех уровней спектра:
В своих книгах Кен Уилбер предполагает, что человек самоотождествляется либо с одной, либо с другой частью спектра. Т.е. если он на первом уровне спектра, то он находится в состоянии, когда, либо Маска руководит его поступками, либо Тень.
Используя эту модель и сопоставляя с ней принципы организации того или иного события, мы различили, из какого уровня спектра сознания событие создается, и какой уровень преимущественно доминирует в нем.
Таким образом, у нас получилось три типа событий:
1. Событие уровня "МАСКА"
Как правило, это - формальное событие. Лидер такого события отождествлен со своей Маской, его Маска стремится к тому, чтобы быть видимой, воспринимаемой другими позитивно и благодаря этому - сохранять и приумножать социальный статус, получая те выгоды, которые на ней держаться - деньги, власть, известность… и т.д.
Таким образом, мы можем заметить, что ведущая ценность лидера такого события - подтвердить и приумножить свой статус, свою социальную карьеру.
Для этого человека - формальное поведение, соответствующее его стереотипу - это правильное поведение. Поэтому в других людях он, прежде всего, ценит - одобрение своей маски, а если этого не получает, а получает что-то другое, то часто, "это другое" выталкивает его из маски, он пугается и на арену выходит его тень. И дальше он начинает игнорировать, вытеснять, подавлять, как немасочных людей, так и свою тень, поднимаемую ими.
Характеристики такого события:
1. Ориентация на форму. Форма того, что происходит - должна соответствовать заранее определенному видению организатора. Процессы, которые входят в противоречие с представлениями организаторов о том, как должно выглядеть данное событие - подавляются, вытесняются за пределы этих событий.
2. Запланированность. Такое событие есть реализация заранее составленного плана.
3. Жесткая иерархия. Роли - розданы и предписаны. Как правило, такие события еще характеризуются жесткостью - расписания, ролей, правилами входа, выхода и участия, поскольку маска не способна на гибкое поведение. Спектакль в театре - это тоже такое событие. Зрелище, лекция, концерт, в котором заранее расписаны роли, и есть актеры, они же - маски, и зрительный зал в роли - пассивно вопринимающих.
4. Если представить на диаграмме - примерное соотношение между формальностями, удовольствием и альтруизмом - то это будет выглядеть примерно так.
Идеальный результат такого События:
Повышение социального статуса Лидера и его окружения
Примеры:
Партийные собрания, Научные конференции, Собрания научных советов и т.д.
Из недавних событий: Конференция по трансперсональной психологии ЕВРОТАС, семинар Грофа в Москве, конференция "Психология и Духовность" в Индии
2. Событие уровня "Эго"
Человек, у которого доминирует этот уровень, уже вышел за пределы Масок, у него сформировалось сильное Эго, которое и доминирует в ситуациях.
Этот человек, ведет себя, как хочет - здесь и сейчас.
Поэтому ведущая ценность лидера - реализация своих желаний, которые не обязательно эгоистичны в прямом смысле этого слова. Желанием лидера может быть - транслировать какую-то идею, помочь другим людям освободиться, помочь им раскрыть в себе творческий потенциал… Но его желания, направленные на других остаются лишь плодом его собственных соображений. Поэтому - это не альтруистическое взаимодействие, а эгоистичное, которое, тем не менее, может быть, полезно участникам.
Характеристики такого события:
1. Ориентация на процесс. Желания Эго - динамичны, поэтому если стремиться к реализации желаний, то необходимо - идти за процессом. Это события с гибкой программой, которая может меняться в зависимости от ситуации и желаний участников. Лидер может даже сам точно не знать, что будет делать дальше, но он уже умеет распознавать свои желания и опираться на них.
2. Спонтанность, гибкое планирование, неожиданности в программе и способах организации. Не привязанность к ролям и к социальным статусам. Ярмарка, балаган, мистерия, где участники живут - кто во что горазд, и кто-как может привлечь к себе внимание - это признак события типа Эго.
Идеальный результат такого события:
Создание среды, в которой исполняются желания Лидера.
Примеры:
Ошо, его лекции и семинары, Вернар Эрхард и его ЭСТ тренинг,
Дельта-Информ (Б.Е.Золотов) - семинары после 2000 года,
тренинги многих дыхательных групп-лидеров: Дена Брюле, Нейми Неф
Конференция "Глобальное Вдохновение" Международного Фонда Дыхательных Психотехник, на которой программа открыта для изменений во время конференции
3. Событие уровня "Организм"
Лидер его - Человек, самоотождествление, которого соответствует уровню Организм - Среда
Ситуацию, событие, которое он создает, можно условно назвать - "Пространство Кентавра". Этот человек уже един как организм, он достиг целостности тела и психики и эта целостность дает ему силу и желание двигаться в сторону большего слияния с миром.
Ведущая ценность такого человека - принятие, согласие, резонанс, гармония со средой, в том числе с людьми, которые его окружают, целостность с Миром.
Ради сотворения этой гармонии, ради слияния со средой, ради того, чтобы из разрозненных индивидуалов появилось "Мы", он и организует ситуации.
Диалог с Миром, и с людьми, - есть то, что этот человек ищет, и создает. Но в отличие от человека на уровне Маски - он не делает вид, в отличие от уровня Эго - он стремится почувствовать среду вокруг, а не только себя. Он устремлен к переживанию резонанса с разными людьми, и события, порождаемые им, высвобождают внутренний потенциал участников, создавая возможность для резонанса.
Характеристики такого события:
1. Ориентация на трансценденцию за свои пределы, на поиск и создание общего между участниками, на встречу с Человеком.
2. Принятие разнообразных импульсов участников и интеграция их в единый процесс.
3. Рассмотрение всех явлений, будь то первой природы или второй, как части процесса.
Идеальный результат:
Встреча с Целым Миром;
Прикосновение к Вечности;
Чудо, наполняющее сердце радостью и гармонией;
Как правило, Чудо осеняет окружающих людей, и они тоже чувствуют свою причастность к нему, слитность с Миром. Такое Чудо происходит когда, участники события - отпускают свою привязанность к форме, к формальным отношениями друг с другом, и начинают быть здесь и сейчас тотально, не боясь открыто проявляться, и устремляются вместе с Кентавром к слиянию.
И это, и есть как раз - то самое "Со - Бытие". Совместное Бытие, которое в последствие может стать ориентиром для человека, помогая ему искать целостность, игнорируя масочные и эгоистичные цели.
Чудо - не есть Формальная ситуация.
Это то, что происходит, когда Душа Человека открывается навстречу Пространству и он - Тотально входит в процесс Диалога с Миром. Тогда - Чудо может случиться.
Эти события, как правило, интегрируют и формальность - т.е. необходимы некоторые правила, которые будут выступать в качестве точки отсчета, но в той же степени необходима ориентация организаторов и ведущих на трансценденцию и их способность за эти правила трансцендировать в любой момент времени, безинерционно.
Если первые два уровня строятся на эгоистических импульсах, то этот уровень - альтруистичен. Поскольку если манипулировать людьми, принуждать их к слиянию - то создать настоящее единство практически, не возможно. А вот если служить каждому человеку искренне, в надежде на то, что он сам хотя бы на микрон решит сблизиться - то это путь к настоящей целостности.
Соотношение между формальностью и альтруизмом в данном случае можно изобразить так:
Примеры:
Хирама, Тевистокская конференция, семинары Дельта-Информ - ноябрь 89г., Игуменка;
семинары школы Игратехников: "НеОбыкновенное Чудо", "Трансзональная Адаптация", "Охота за Силой" и многие другие…
Конференции "Глобальное Просветление" 2001, 2002;
ВЕЧЕ - Летний Лагерь в Шираме 2009.
Уровень Кентавра - последний уровень, когда возможна специальная организация события.
После этого, на трансперсональном уровне - Чудо или происходит или Нет, но это уже будет целиком Дар Мира.
Поскольку на четвертом уровне сознания уже нет разделенности - со-бытия происходят сами, порожденные целостностью.
Увы…. там, где случаются Чудеса, обычно нет свидетелей, а есть участники, поэтому крайне редко остаются тексты, фото или видео. Поскольку в тот момент, когда возникает Чудо - мир сливается, и разделенность между наблюдателем и наблюдаемым исчезает.
Появляется - целое Я.
А на формальных событиях, наоборот, как правило, есть репортеры, и остается множество документации, фото или видео.
ЧУДО - это совпадение глубинных желаний и реальности, оно
переживается тотально, и описывать, формализовывать его - значит - профанировать.
Поэтому, от этого я, пожалуй, воздержусь.
Но чтобы вы смогли еще лучше меня понять, в качестве иллюстраций своих мыслей я приведу примеры событий, когда противоречия между заявками организаторов и их реализацией были столь выпуклы, что ярко проявили для меня - характеристики этих событий.
Я надеюсь, что на этих примерах, вы сможете лучше понять разработанную нами типологию событий.
Пример 1:
Конференция ЕвроТас в Барселоне 2008г
Эта конференция Европейской Трансперсональной Ассоциации. Большинство из членов которой заявляют на словах - свою приверженность к трансперсональной психологии и соответственно к занятию ею, как к способу личного развития.
Но! По факту эта конференция сильно формализована, чтобы выступить на ней, необходимо заявиться за полгода вперед (что далеко от здесь и сейчас), время на вопросы и живые дискуссии практически сведено к нулю, а программа состоит, в основном, из заранее заготовленных речей.
Чтобы лучше развернуть свою мысль приведу маленький эпизод с последней конференции.
Решив создать неформальную часть программы, организаторы заявили концерт. Концерт был запланирован поздно вечером, и люди никак не сходились, поскольку они уже расслабились после длинного наполненного лекциями и воркшопами дня.
Но те, кто все-таки пришли в зал, затеяли транс-данс пати - несколько человек барабанило, кто-то присвистывал, кто-то хлопал, кто-то подтанцовывал под это все, все участники получали удовольствие, и проявляли себя в этом процессе. Шел живой, спонтанный процесс.
Люди, входившие в зал, естественно, присоединялись к процессу и, пати развивалось.
Но когда организаторы концерта сочли, что людей пришло достаточно, они жестко остановили ситуацию, заставили всех участников сесть в кресла и дальше пассивно воспринимать то, что происходит на сцене.
Т.е. разрушили чудесную целостность происходящего ради выполнения планов и формальной игры: зритель - артист.
По моей шкале ценностей - живой процесс гораздо ценней, насыщенней, полнее, чем домашние заготовки.
Домашние заготовки, выученные заранее танцы, песни, роли нужны тогда, когда нет живого процесса, чтобы породить его, чтобы помочь людям выйти за свои пределы и попасть в процесс. А останавливать происходящее ради выполнения ранее заготовленного плана я считаю, умерщвляющим живую ткань процесса. И это, конечно же, пример события уровня Маска-Тень.
2. Нейми НЕФ
Когда-то много лет назад я организовывала тренинг для Нейми Неф, австралийской ребеферши. Точнее два тренинга. Один дыхательный, а второй - "Тотальные Отношения". Так вот случилось так, что на дыхательном тренинге я вышла за свои пределы и во мне начала пробуждаться огромная сила - Кундалини. Кундалини начала подниматься, у меня поднимались чакры и эта энергия вытекала из меня гигантским потоком.
Точнее - я и была этим потоком.
Но, Нейми, не смогла справиться с этим потоком, и стала выгонять меня с тренинга под названием "Тотальные Отношения", т.е. вместо того, чтобы создавать такие отношения со мной, трансцендируя вместе со мной за пределы своих ограничений, она уперлась в них и, решила что эти ограничения важнее, чем процесс здесь и сейчас. Она отказала мне в поддержке этого процесса, предъявив, что ее тренинг - это всего лишь - формальная среда, и программа данного мероприятия для нее важнее, чем реальность.
3. Процесс "Холотропное Дыхание"
Индия, 3.01.07
Предконференционный воркшоп
Ведущие сертифицированные инструктора Холотропного дыхания.
Я участвую по приглашению Инго Ясерца (Германия)
Хэбитат Центр, Нью Дели.
Человек 30 участников и шестеро ведущих.
Я принимаю предложение одного из участников - дать мне своего ситтера, знакомлюсь с ним, укладываюсь. Начинаю дышать, еще когда кто-то из фасилитаторов бубнит какой-то наговор. Внутренне возмущаюсь этим зудением, но раздыхиваюсь.
Чтобы его не слушать, обнаруживаю, что затыкаю уши.
Замечаю, как у меня отлетает пуговица на штанах…
Ага, процесс, похоже, начинается… Становится жарко и хочется снять футболку.
Я вспоминаю дыхательный процесс в Питере, на котором я дышала и сняла футболку, и Г. спросил меня после - ты это сделала или это произошло, как часть процесса?
Тогда я поняла, что сделала это сама, линейно, в обыденном состоянии сознания.
Вспомнив это, решаю - специально не буду снимать футболку, а вот если она снимется в процессе - то препятствовать тоже не буду.
Захотелось в туалет.
Я начала вытеснять это желание:
а что они (фасилитаторы) подумают про меня, если я уйду в туалет, я ведь только что выбегала в туалет,
но, промучившись так пару минут, решаю наплевать, на то, что они обо мне подумают и пойти,
но при этом отказываю своему ситтеру, желавшему меня сопровождать, вернувшись, в процессе, довольно быстро осознаю, что мотивация для отказа была - сохранить маску.
Возвращаюсь и у меня продолжается ситуация с футболкой.
Я с ужасом осознаю желание ее снять и решаю - будь, что будет…
Дальше я, начинаю танцевать с футболкой, или она со мной,
Я двигаюсь, она сдвигается по мне тоже, периодически обнажая разные части тела...
Параллельно я переживаю эпизод, как в школе на физкультуре я стеснялась своей груди, и что у меня не было лифчика (как сейчас);
Детскую ситуацию с тапочками, мне лет восемь, и я из окошка квартиры вижу, что знакомые дети играют на улице, и радостно выбегаю к ним, чтобы тоже поиграть с ними, но они показывают мне на то, что я в тапочках выбежала, а не в обуви, и смеются надо мной… я чувствую себя плохо, мне горько…. и неуютно;
Ситуацию со школьной формой в первом классе, когда я обнаруживаю, что пришла без формы в школу, но прогуливать тоже боюсь, и иду в класс в том платье, в каком пришла и помню переменку, когда я жмусь к стенке, видимо боясь, взглядов детей, и учительница отводит меня в класс, от этих взглядов….
Дышу, играю с футболкой.
Потом замечаю, что она перекинулась через меня.
И в какой то момент вообще почти снялась.
Тут ко мне подошел Патрик (один из ведущих),
и сказал:
I invite you to put on you T-shirt and go inside (Я приглашаю тебя надеть свою футболку, и идти внутрь).
Я замираю, В-общем-то я ожидала чего-то подобного,
Но…
Надеть футболку обратно, я не могу и не хочу,… это, значит, сломать свой процесс, причем ради маски…, причем маски Патрика….
Не одевать…. Тоже
Фильм про Эванса, который мы смотрели на семинаре, встает перед глазами, где он обнаруживает себя в рубище и с бородой, и пытается это по всякому это замаскировать, - одевает костюм сверху,
пытается брить бороду….
а потом понимает - что ну никак… рубище исчезает, борода отрастает почти мгновенно…
и он принимает это и говорит - эту одежду дал мне Бог.
И я - чувствую - вот эту одежду (в данном случае - тело - дал мне Бог).
Начинаю чувствовать, что все смотрят на меня с осуждением (здесь и сейчас)
Начинаю осознавать, что я одеваюсь часто - не красиво, не аккуратно, не как все, и не стремлюсь особенно одеваться красиво.
Отсюда - штаны, из которых вылетает пуговица, волосы на лице…
Это все - протест против того, чтобы выглядеть так, как все, как полагается.
Переживаю снова историю с косичками, которые у меня были в школе и часто сбивались, и разборку с детьми из-за этого,
скандал в пионерлагере, из-за грязных ботинок и много еще таких ситуаций…..
Все это - единый паттерн, здесь и сейчас, происходящий они (фасилитаторы+ ситтеры) смотрят на меня.
Причем смотрят с неодобрением, с осуждением.
И я чувствую этот взгляд.
Он давит на меня.
Я не знаю, куда деться от него.
Опять - ОНО.
Вроде новое место (Индия, конференция), а снова - тоже самое!
Меня счас выгонят, в-общем-то даже уже выгнали…
Процесс со Стивом в Венесуэле, где я рвала футболку на себе - открытое сердце и он начал избегать смотреть на меня,
И у меня чистая вторая матрица, дышать не могу, погружаться дальше тоже. Все - процесс прерван, растоптан опять.
Хочу поддержки, а ее нет. Ситтер муладхарно сидит.
Do you need smth?
Just your eyes.
И в нем я вижу Тома из немецкого WIE (журнала What is Enlightenment?), который тоже меня предал на холотропе в Германии.
Заново переживаю, как мы с Г. уезжали из Фрайбурга, и мое глубочайшее отчаяние оттого, что опять не получилось у меня найти общего, установить контакт с представителями мирового сообщества, интегрироваться с ними, и что весь путь в Германию на машине, который мы проделали с Г. - все зазря.
И так мне себя жалко опять. Кажется, еще больше чем там и тогда.
И спасения нет.
Глубокое отчаяние.
Я начинаю искать глазами кого-нибудь, кто бы мне помог.
Поднимаю руку, но никто не приходит.
Мимо проходит Инго и не видит меня. Я снова поднимаю руку, он не видит "как бы"… Типа как Нейми в Венесуэле.
Потом откуда-то берется Кэти, немецкая фасилитаторша, и садится с другой стороны от моей головы.
Мне трудно, но я все-таки поворачиваю к ней голову.
И встречаю - тяжелый взгляд Кэти
ассоциация с Кэти Тайлор, создательницей Трансформационной Игры, которая страстно обещала мне в Италии, - я приду к тебе, но не пришла на мою презентацию на конференции в Дамануре. А я ждала ее очень.
И с теточкой, с которой я хотела дышать во Фрайбурге, чувство вины перед ней, что я уехала.
За то, что я уехала.
То, как мы уезжали, и я не могла сдвинуться - рыдала, переживала отчаяние….
В конце концов, Кэти уходит, что и следовало ожидать, она же не сама пришла.
Поворачиваюсь к ситтеру и снова вижу его холодный взгляд.
И понимаю - нет понимания, тепла в нем ко мне.
Никто не любит и не принимает меня.
При этом все-таки концентрируюсь на ситтере и смотрю на него.
И тут ко мне приходит откровение:
а ведь Г. же был там со мной, во Фрайбурге,
ведь он сочувствовал мне, сопереживал и поехал со мной дальше.
А я его не сразу поселила в свой номер… и я начинаю чувствовать себя виноватой до глубины души, и понимаю, что есть человек - который меня не бросал, не отвергал - это Г.
И он со мной всегда.
Он - любит меня!
Он был со мной во Фрайбурге, он помог мне уехать.
Он ездил со мной в Венецию, и еще неизвестно, что ценнее -воркшоп Инго или Венеция, по которой мы гуляли вместе.
Помню, как он говорит мне - люблю, люблю, и буду любить.
Я вижу в ситтере его глаза, глаза Бога.
Они смотрят на меня прямо сейчас.